«Электронная закладная: порядок выдачи и преимущества»

С 1 июля 2018 года введены в оборот электронные ипотечные закладные.

Согласно действующему законодательству закладная – это ценная бумага, которая удостоверяет права банка по договору об ипотеке. Закладная может быть составлена и выдана в любой момент до прекращения обеспеченного ипотекой обязательства.

Определено, что закладная может составляться в следующих формах:

1. Документарная закладная – именная документарная ценная бумага (составлена на бумажном носителе);

2. Электронная закладная – бездокументарная ценная бумага, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, который хранится в депозитарии;

3. Обездвиженная документарная закладная – документарная закладная, переданная по договору в депозитарий для ее хранения и учета прав на нее.

Для того, чтобы оформить электронную закладную необходимо заполнить простую форму. Сделать это возможно на едином портале государственных и муниципальных услуг либо на официальном сайте органа регистрации прав (rosreestr.ru). Электронная закладная в обязательном подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждой из сторон договора.

Поскольку электронная закладная представляет собой бездокументарную ценную бумагу, она подлежит обязательной передаче на хранение в депозитарий. Депозитарий — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий услуги по их хранению.

Информационное взаимодействие органа регистрации прав и депозитария, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Необходимо отметить, что форма выдачи закладной – электронная или бумажная – будет определяться договором об ипотеке или договором, обязательство по которому обеспечено ипотекой в силу закона.

Введение электронной закладной – это всего лишь изменение формы и вида данного документа. При оформлении электронной закладной и у залогодателя, и у залогодержателя сохраняются те же права и обязанности, как при оформлении в бумажном виде.

До вступления в силу изменений процедура получения документов была растянута во времени. Раньше закладная оформлялась в бумажном виде, ее изготавливал банк, выдавший ипотечный кредит, далее передавал клиенту, и весь комплект документов подавался в Росреестр на регистрацию ипотеки и собственности. Возможность оформления электронной закладной позволяет ускорить регистрацию залога при жилищном кредитовании без дополнительных действий со стороны клиента. Банк сам направит документ в Росреестр. Сторонам ипотечной сделки больше не нужно обращаться лично в МФЦ, чтобы сначала сдать документы на госрегистрацию, а затем получить их. Таким образом, введение электронных закладных способствуют уменьшению времени на подготовку и заполнение документа.

С 01.07.2018г. для погашения регистрационной записи об ипотеке в случае, если была выдана электронная закладная, достаточно заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная.

Подготовлено : Филимонова Ю.Ю.